Мы хирурги города. Евгений Борисевич о жизни и о работе
09.11.2023
Поздравляем нашего директора Евгения Борисевича с днем рождения! Желаем ему здоровья, денег, дачу у озера. Накануне мы побеседовали с Евгением Николаевичем за чашкой чая не о работе. Хотя совсем уж отойти от этой темы не удалось.
- Евгений Николаевич, кем хотели стать в детстве? Ну не работником же коммунального хозяйства?
- Точно не коммунальщиком. Но и не космонавтом. Космос – далеко, а ЖЭКи вообще что-то эфемерное. Фильм «Афоня» все же смотрели? Хотел стать инженером. Потому что дедушка с бабушкой очень меня любили и говорили: ты, Женя, будешь инженером. И я решил, что инженером быть хорошо. В итоге поступил на экономический факультет по специальности инженер-экономист
- Как вас в Норильск занесло?
- Случайно. Между сессиями старался зарабатывать. И вот от одной сетевой компанией командировали меня сюда на месяц. А когда окончил вуз, то вспомнил про Норильск и решил поехать в этот северный город на заработки. В Белоруссии, откуда я родом, тогда средняя зарплата была 40 долларов.
- Что больше всего здесь вас удивило?
- Зима. Я прилетел в апреле, когда на материке деревья уже зеленые, распускаются цветы. А тут белая мгла, не очень холодно, но и -5С после +20 показались шоком. Когда ехал на автобусе из аэропорта - а людей тогда в этих автобусах было, как сельдей в бочке, - увидел из окна мир после апокалипсиса. Подумал: куда я приехал? Как тут вообще кто-то живет? Но человек ко всему привыкает. И совсем скоро этот урбанистический пейзаж стал для меня родным
- Как принял Норильск?
- На работу в то время было сложно устроиться. Зарплату не платили по четыре месяца. Прием на Комбинат был закрыт. Я обивал пороги всевозможных организаций. И уже пришел писать заявление на монтера путей. Там в отделе кадров комбината меня встретила Раиса Васильевна Осадчикова. Она спросила есть ли у меня высшее образование. Я сказал, что есть, по специальности экономика и управление в коммунальном обслуживании. Тогда она позвонила начальнику «Норильскбыта»: «Говоришь у тебя людей не хватает, а сам на работу не берешь!». Так я попал в коммунальное хозяйство. Два дня числился рабочим, потом меня перевели на должность инженера-сметчика
- Быстро удалось освоиться?
- В то время на Комбинате создавался Совет молодых специалистов. Как-то всю молодежь собрали в отделе кадров и сказали, что кто-то от «Норильскбыта» должен во всем этом участвовать и создать совет молодежи на предприятии. Смотрю, все сидят со скучающими лицами, думаю, чего мне терять: «Давайте я возглавлю этот совет!». Приняли мою кандидатуру единогласно. Там я познакомился с такими же молодыми специалистами из других подразделений. И на очередном собрании мне говорят: «У нас тут создается новое управление собственности, не хочешь туда пойти? В итоге через четыре месяца со дня приезда я уже работал в управлении Комбината.
- Как дальше развивалась ваша карьера?
- Трудился в разных подразделениях Норильского Комбината. После - позвали в администрацию Норильска, там я возглавил управление городского хозяйства, был зам.главы города. Потом уехал из Норильска, пытался построить бизнес на материке. Но судьба сложилась так, что вернулся сюда в качество подрядчика… и остался. В 2012 году предложили возглавить норильский рынок или КОС. Спрашиваю: КОС – это что? Канализационные очистные сооружения. Интересно! Я туда. Вот с тех пор здесь и тружусь.
- Вы везунчик по жизни или ваше везение – это упорный труд?
- Считаю, что в жизни все дело случая. Но если усилий не предпринимать, то ничего не будет. Как в том анекдоте, где мужик попал на тот свет и спрашивает Бога: я ведь так тебя просил о богатстве, но ты мне ничего не дал. А Бог ему отвечает: я пытался, но ты даже не купил ни одного лотерейного билета. Нужно не бояться идти навстречу проблемам. И я никогда не отказываюсь от работы, какие бы сложные задачи не стояли.
- Традиционный для норильчан вопрос: уезжать собираетесь?
- Не загадываю. Думаю, пенсию лучше проводить где-то на материке, потому что Норильск – это работа. За все время, прожитое здесь, я не стал заядлым рыбаком или тундровиком. Есть разрешение на охоту, но до сих пор так и не выбрался. Могу съездить на рыбалку за компанию, но, честно говоря, когда всю неделю работаешь допоздна, хочется выходные провести дома.
- Расскажите о своей семье
- У меня четверо детей. Старший сын учится в институте и работает, решил стать программистом. Хорошая, на мой взгляд, специальность, за которой будущее. Две дочки – школьницы, и одна еще ходит в детский сад.
- Как за эти 30 лет изменился Норильск?
- Я знаю этот город изнутри. Буквально. Норильск точно не стал хуже, но усилий, чтобы поддерживать состояние городских коммуникаций, нужно намного больше. Все эти конструкции, которые возвели 30 лет назад, хотя еще и живые, но срок их службы неумолимо подходит к концу. То, что сейчас затеяли реновацию – это, конечно, хорошо, но при нынешнем ценообразовании мне иногда кажется, что проще было бы рядом построить новый Норильск, чем отремонтировать то, что сейчас живет и работает.
- Что есть такого в вашей работе, чего никто не видит?
- Когда что-нибудь случается в -40, никто даже не задумывается насколько это хлопотно. Я, когда смотрю на своих слесарей, то думаю «я бы так не смог», ведь они буквально на корячках, ползают под домами, чинят обледенелыми пальцами, восстанавливают то, что восстановлению не подлежит. Но жители в своем большинстве этого не видят. И кажется, что можно это сделать по щелчку пальцев, но мы живем на Крайнем Севере, и здесь бесперебойное функционирование коммуникаций – это уже большое дело
- Чем гордитесь?
- Только детьми, наверное. Они же наше будущее. Наше бессмертие в наших детях. А так чем гордиться? Какими-то достижениями? Так и до нас были герои. Кто их сейчас помнит? Я тут никаких иллюзий не питаю. Завтра уйду, уже через месяц забудут, что был такой. Если, конечно, совершить какую-то глобальную катастрофу, - это будут помнить долго. А что-то хорошее – это само-собой разумеющееся.
- Что должно случиться, чтобы вы сказали: мы сделали невозможное!
- Если мы претворим в жизнь «Комплексный план». Поменяем все наши сети, трубы, и наступит день, когда мы будем сидеть и ничего не делать, - вот это, наверное, что-то невероятное из разряда чудес. Пока же проблем больше, чем хотелось бы. С другой стороны, эти проблемы - это наша рутина: что-то сломалось – надо починить. Так и работаем годами, все в штатном режиме
- Удается отдыхать во время отпуска?
- Нет. Удается отпустить мысли о работе только в выходные дни, когда никто не звонит. А с понедельника по пятницу я все время до обеду жду неприятности. После обеда расслабляюсь, потому что в Норильске заканчивается рабочий день.
- Что вы умеете делать лучше всего?
- Наверное, руководить людьми, чем и занимаюсь уже много лет. В любом деле главное найти нужных людей, поставить в нужные места и дать им нужные возможности. Все остальное организуется само по себе. Считаю, что главный критерий профессионализма – это все-таки опыт. Теоретические знания еще никому глобально в жизни не помогали. Часто приходит на производство такой умный инженер после института и начинает дяде Васе с кувалдой объяснять, как и что нужно делать. В итоге дядя Вася передает ему кувалду и у того ничего не получается. Потому что теория – это одно, практика – другое. Я уважаю опыт и стараюсь, как руководитель, максимально снизить все бюрократические препоны и не мешать моим сотрудникам работать
- Какой ваш девиз по жизни?
- Лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, что не сделал. Многое из того, что я делал, другие считали авантюрой. Но если не идти на риск, то ничего не будет. Если начать чинить только тогда, когда будут оформлены и подписаны все бумаги, - это может привести к катастрофе. А у нас живая система. Ее нельзя остановить, починить и снова включить. Нужно все делать в безостановочно режиме. Как у хирурги ремонтируют человеческое тело, так и мы ремонтируем тело города.